Top.Mail.Ru

«IT - это своего рода творчество, ты решаешь как тебе что писать, какие инструменты для этого использовать»

Мы провели интервью с нашим первокурсником Сергеем и узнали, что уже успело измениться в жизни за пару месяцев учебы :)
Прошло уже пол года, как ты учишься у нас в Хекслет Колледже. Расскажи, пожалуйста, всегда ли тема IT тебя интересовала или это твои первые шаги в программировании?
Если вспомнить полностью весь мой путь, как я начал знакомиться с системами, то это наверное был шестой класс школы, 11-12 лет. Я начал тогда учить базовые системы, антивирусы, защиту данных и все остальное. Позже уже я как-то более осмысленно к этому пришел, это было очень спонтанно и первое время когда я начал учиться только это был Python и JS. Я вел конспект, у меня была тетрадка, где я записывал все, что получал из видео материалов, записывал все, что думаю, и также записывал мысли по поводу того, куда мне двигаться дальше.

Направление, которое я выбрал тоже было случайным, я просто нашел язык HTML и понял, что он прикольно выводится в браузере, сразу же как только я пишу, сохраняю, он загружает то, что я пишу. Это язык текстовой разметки, а не язык, но меня это все как-то зацепило, стало очень интересно, я начал смотреть кучу материалов, учиться.
Сначала я просто верстал, то есть не было такого, что я активно что-то на языках программирования что-то делал, севаки всякие не поднимал. У меня изначально была только верстка, это было где-то полтора года, это мне было лет 14-ть уже. И после того, как мне стало не хватать одной верстки, когда мне нужны были уже какие-то динамические данные, динамические элементы, я начал учить JS, потому что это стандартная связка во фронте - HTML и JS. Язык JS мне очень долго не давался, где-то год я пытался его освоить нормально, и в итоге за это время я научился решать сложные задачки, то есть весь мой процесс обучения проходил следующим образом: я брал какую-то технологию или какой-то язык и просто на нем пытался что-то боевое написать, потому что по-другому обучаться было сложно. Здесь, когда я писал что-то серьезное, сложное, большое, у меня получалось так, что прогресс виден моментально, то есть я вот закончил работу и следующий проект я уже легче пишу намного, потому что я понимаю уже что и как там устроено.
После JS я углубился в React, TipeScript и прочее, но меня перестало вскоре это интересовать, не потому что было неинтересно, а потому что я выучил достаточно, чтобы решать любые задачки. Потом я пришел в бэкэнд разработку, потому что я учился один и у меня не было ни дизайнеров, ни бэкэнд разработчиков, которые могли бы мне помогать, я все делал сам, дизайн каких-то своих проектов, делал для них бэкэнд и потом фронтэнд, то есть занимался фулстек-разработкой. После этого я научился применять свой опыт в коммерческих целях и вышел на работу.
Почему ты выбрал именно наш колледж для обучения и что особенно привлекло тебя в нашей программе обучения?
Меня привлекло направление колледжа, он позиционировал себя не как обычное заведение, где просто все нудно и скучно, а как современное и классное заведение, где я могу не только сидеть за тетрадками постоянно, но еще и как-то проявлять активность. Меня зацепила современность колледжа в первую очередь. Потом я уже понял, что здесь есть большая платформа с курсами и мне было не столько интересно обучаться фронтенду, это то, с чего мы начали программу в колледже, сколько смотреть другие курсы, например Python и Java. Эта возможность мне очень понравилась, я прохожу эти курсы, когда хватает на это времени.
То есть можно сказать, что колледж помогает тебе расти, там есть материал, который тебя обогащает и дает что-то новое, несмотря на то, что у тебя уже есть довольно большой опыт?
Да, безусловно.
Скажи, было ли сложно работать с платформой Хекслета? Или может быть отметишь что-то, что тебя привлекло, подача материала, например? И в целом, что ты можешь сказать по поводу того, как организовано обучение на платформе?
На счет организации обучения могу сказать, что очень прикольно дана теория, тут действительно все здорово, вообще ни к чему не придраться. Единственное, что на мой взгляд требует внимания, это практика: первое JS приложение, которое пишется, оно просто консольное. Я понимаю, что новички особо ничего выдать не могут, но если брать какой-то проект, то мне кажется лучше сразу приучать новичков к коммерческой разработке, потому что их конечная цель - это выйти на работу. Считаю, что это самое практичное из того, что есть, потому что на данный момент я занимаюсь обучением персонала и веду свои курсы, когда на это есть время, и считаю, что обучение должно быть таким, чтобы ты потом после него вышел и действительно умел делать все, что тебе скажут, имел представление что такое коммерческая разработка, и чем она отличается от обучения. Вряд ли тебе там скажут иди и сделай консольную игру.
Единственное, что может пригодиться в жизни программисту на JS - это последний проект slackchat, потому что он хотя бы приближен к реальности, там есть то, с чем работают в повседневной разработке: это чаты, это работы с websocket, сервак, который нужно будет обрабатывать на фронте и все остальное, то есть тут прямо полноценный процесс. Было бы здорово, если бы таких процессов было бы больше. А после того, как например студенты изучили верстку, не было еще таких полноценных процессов, когда мы бы полностью соединяли фронт и бэк. На мой взгляд первый проект должен был бы в себе содержать и верстку и взаимодействие ее с JS.
В целом по пользованию платформой могу сказать что все очень удобно, очень классно, я в свое время изучал разные платформы, но Хекслет привлек меня больше всего.
Какие еще рекомендации у тебя есть по улучшению колледжа?
Как мне кажется, лучше вести людей в сфере коммерческой разработки, а не предлагать им решать поверхностные задачи. Новичкам всегда желательно видеть результат своей работы. И если они не видят результата, да, они могут решать задачки, но они не могут понять как это применяется в реальной жизни. Может быть кто-то им покажет и расскажет в будущем, но им нужно это сейчас, потому что когда ты что-то делаешь, ты хочешь получать результат моментально. Если ты его не получаешь, то начинаешь думать, что это не твое, почему люди пишут и у них получается, а у меня не получается. У новичков может быть ступор, почему я изучил верстку, вбил все в VS коде и там все классно, а когда я начал учить JS - я просто ввожу в консоль какие-то цифры, какие-то значения, какие-то строчки. Хочется больше взаимодействия с бизнес логикой.
Так же, спросили у Сергея более подробно о рабочем процессе: про трудности, найм сотрудников)
Расскажи, пожалуйста, какие задачи сейчас встают перед тобой на работе? С чем приходится справляться?
Мы просто делаем проекты, как бы странно это ни звучало, в том темпе, в котором всем хорошо и мы все успеваем. То есть фактически любой проект включает в себя базовые вещи: без шапки, без футера ты далеко не уедешь. Проект всегда будет содержать в себе какие-то повторяющиеся элементы: авторизация, получение данных, обмен панели, - вот это все есть практически в каждом проекте, где люди заказывают сайты, приложения, это есть везде. Задача программиста в качестве фронтэнд и бэкэнд разработчика это не столько понимание всех процессов, сколько понимание задачи клиента.
Если хорошо понимать задачи клиента, то все будет здорово и он будет в восторге, если не понимать друг друга - это плохо. Сама по себе IT сфера такова, что нужно быть развитым в других сферах тоже. Можно безусловно постоянно сидеть на позиции джуна и постоянно делать то, что тебе скажут, но если брать более высокие должности, типа мидла, сеньора, то нужно уже обязательно уметь думать на уровне не просто кода, а на уровне проекта. Допустим есть условный интернет-магазин, и надо думать не о том, как я напишу его в коде, а о том, как твои решения повлияют на бизнес, тогда программист будет цениться в разы дороже.
Какими качествами должен обладать человек, которого с большей вероятностью возьмут в компанию? На какие качества ты сам обращаешь внимание сейчас при приеме сотрудников на работу?
Я бы разделил качества на две группы: какие-то человеческие факторы и технические качества, такие как знания, желание обучаться и возможности. При приеме на работу рассматриваю не совсем новичков и не совсем продвинутых. Новички, когда приходят в IT, хоть и знают еще не много, но зато хотят развиваться, они всегда сильно заряжены, хотят показать себя, показать то, что они умеют. С точки зрения человеческих факторов я рассматриваю тех, кто готов работать, тех, кто не просто будет сидеть на месте и постоянно спрашивать, что делать, а тех, кто умеет решать задачи сам. Самостоятельность очень ценится в IT, когда ты что-то делаешь, это всегда поощряется. Джунам это делать не нужно, но если ты мидл или сеньор, который умеет решать задачки и умеет понимать, как это повлияет на бизнес, то все будет здорово. Если человек не понимает и делает какую-то хрень, ему никто спасибо не скажет, за ним будут разгребать то, что он наделал.
И в заключение, мы узнали у Сергея его честное мнение о колледже
Что бы ты мог посоветовать будущим студентам? Как определить, твоя это специальность, или не твоя?
Главное, задать себе цель, понять ради чего все это? Если это желание, если нравится сидеть за ноутом, писать код и радоваться, если у тебя что-то сработало, то это точно про человека, который должен пойти в IT. Если это только ради того, что платят много денег, то это бесполезно, потому что человек без желания в IT никак не сможет попасть, либо сможет, но будет очень мало получать за свою работу. По поводу того, как понять твое это или не твое, наверное, нужно просто попробовать, написать что-то, дойти до какого-то уровня и посмотреть, какие эмоции ты получишь от первой решенной задачи, первого рабочего приложения. Если вам вообще все равно, то смысла двигаться дальше нет. IT - это своего рода творчество, ты решаешь как тебе что писать, какие инструменты для этого использовать. IT - это как строить дом, ты решаешь как оформлять его, чем его строить, что использовать чтобы его строить, такая аналогия. Если это действительно осознанное решение, прийти учиться в IT сферу, главное работать в своем темпе и не останавливаться на каких-то неудачах, потому что IT действительно сложная сфера и порог входа в нее высокий, там нужно проделать много интересных манипуляций, чтобы чего-то действительно добиться. Но пройти весь этот путь смогут только те люди, которые действительно этого хотят.
Хотел бы еще рассказать про трудоустройство, про то, как понравиться работодателю. Я изучил кучу литературы по резюме и понял, что каждая команда внутри себя имеет представление о том, каким должен быть их идеальный кандидат. Это может не зависеть от разработчика, может зависеть от каких-то конкретных целей компании. То есть кому-то нужен будет очень крутой сеньор, который будет работать 24 часа в сутки, а кому-то нужен просто джун, который обучится и потом будет классно стабильно работать. И у всех разные задачки и разный темп.
Как найти хорошую компанию и хорошее предложение?
Во-первых, да, нужно смотреть на ту оплату, которую предлагают, потому что работать за копейки - это всегда плохо, это значит что будут просто эксплуатировать на максимум и считать что условные 20 тысяч - это потолок для этого разработчика. Стоит рассматривать вакансии, начиная тысяч с пятидесяти. Если брать начинающего, то ниже 50-ти мы вообще не смотрим.
Как именно попасть на работу в компанию?
Нужно составить классное резюме. Есть куча литературы о том, как это сделать, зачем это делать. Здесь важно не рассказывать о лишнем опыте, рассказывать только о том, что вы действительно можете, только о том, с чем вы действительно работаете хорошо. Можно конечно написать, что вы начали учить какой-то язык, но тогда так и нужно написать, что вы только начали, не нужно прикреплять какие-то фейковые работы, брать их из интернета, копировать в гита и выгружать куда-то. Надо просто показать свой опыт и быть максимально честными. Спустя долгие попытки, кто-нибудь точно заметит и точно возьмет. Поиск работы может занимать как неделю, так и три месяца.

Главное в вопросе трудоустройства просто начать, сделать себе 3-4 работы для портфолио и постоянно пополнять свое резюме. Даже на стадии начала обучения уже можно начать составлять свое резюме. Допустим вы прошли курс по верстке, сделали три сайта и уже можете об этом рассказать в резюме, прикрепив ссылки на свои работы. Вы выучили JS, сделали какие-нибудь базовые консольные скрипты, и сразу уже можно написать об этом, обязательно прикрепляя ссылки на консольное приложение. Ваши знания всегда должны быть подкреплены проектами. Без проектов знания на бумаге вообще не будут цениться. Допустим у вас уже есть резюме, вы приходите в компанию и пишете сопросодительное письмо. В нем важно указать, почему вам важно попасть в эту компанию, а для этого важно читать саму вакансию. Внимательно читаем вакансию и смотрим, что мы из нее делать можем и что не можем. Если вы умеете выполнять из этой вакансии основные требования, вы описываете, что вы можете привнести в эту компанию сразу же, это будет очень здорово.
Как не вылететь из компании?
Это тоже важно. Во-первых, нужно найти хороший коннект с командой. Также важно найти себе друга в сфере разработки, который будет вас вести постоянно, ментора. После этого вы будете просто решать задачи, которые он вам дает и так двигаться по лестнице вверх. Если же вы единственный разработчик, то включается режим выживания. Работа программистом - это всегда вызов себе. Никто никогда не пройдет на новый уровень, если ничего для этого не сделал. Считается, что английский лучше учить с носителем. Также и в IT, вы приходите в компанию, вы среди разработчиков, вы крутитесь среди больших проектов и вы сто процентов адаптируетесь к сложным задачам, к сложному коду и даже за один проект можно с джуна до сеньора подняться, если проект действительно сложный, который требует много времени и обучения.

Задайте вопросы по обучению нашему консультанту

Мы с радостью расскажем вам о колледже